Сегодня излишне обсуждать вопрос о том, должны ли быть у фундаментальных исследований практические цели. Весь мировой опыт научных открытий, сделанных за последние 20 лет, подтверждает, что фундаментальные исследования приобретают все более практический, целевой характер.
При этом важнейшими показателями повышения эффективности и активности работы академических институтов являются новизна и практическое использование полученных результатов, причем новизна может считаться показателем «фундаментальной эффективности» исследований, а внедрение — «прикладной эффективности».
Среди факторов, интенсифицирующих развитие науки, решающее место принадлежит уровню научного исследования, который и сегодня в большинстве случаев определяется степенью подготовки и талантом ученого, правильностью постановки задачи.
Однако в неменьшей степени эффективность исследований зависит от оснащения научных работ высокопроизводительным н высокоточным оборудованием, вычислительной техникой, реактивами. Все это представляет собой средства интенсификации научных исследований.
Отсутствие необходимых приборов или их недостаточно высокое качество в современных условиях часто делают невозможным проведение многих исследований. Сложность и трудоемкость эксперимента на современном этапе развития науки непрерывно возрастают. Известно, что эксперимент занимает примерно 70% рабочего времени естествоиспытателей.
Сокращение сроков его проведения за счет использования повейших технических средств — один из важнейших резервов повышения эффективности исследовательского процесса на пути интенсификации. Современные научные приборы позволяют больше увидеть, получить качественно новую информацию, раскрывающую глубину закономерностей явлений природы.