Процесс развития хозяйства

Общенаучным знание в полной мере становится лишь в том случае, если оно из прикладных дисциплин переходит в фундаментальные и, наоборот, от фундаментальных движется в сторону прикладных областей науки. Но и само движение общенаучного знания между этими двумя уровнями способствует их сближению, выравнивает диспропорции, существующие в тех разделах, где большее развитие получило какое-либо одно из направлений научных исследований — фундаментальное или прикладное.

При этом наблюдаются встречные, или «стыковые», процессы движения общенаучного знания: переход понятий и методов из фундаментального уровня в прикладной, и наоборот. Тем самым общенаучное знание оказывается своеобразным интегратором, в ходе развития и применения которого наблюдаются как дальнейшая фундаментализация ранее прикладных наук, так и усиливающееся воздействие последних на фундаментальное знание, формирование в нем не только целей исследования, но и новых понятий, методов, принципов.

Сказанное о все более растущем взаимодействии прикладных и фундаментальных наук вовсе не означает, что они развиваются только под влиянием воздействия друг на друга. Мы далеки от абсолютизации этой интегративной тенденции. По-прежнему протекают и процессы автономного развития этих наук, диктуемые их внутренней логикой, и это направление движения знания оказывается в каждом из рассматриваемых уровней пока доминирующим.

Однако тенденции их сближения, усиления взаимодействия налицо, и мы хотели бы подчеркнуть, что это именно взаимодействие, а не одностороннее движение знания от фундаментального уровня к прикладному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: