Если ранее, когда взаимосвязь науки и производства была слабой, нередко случайной и, как правило, односторонней, можно было в «чистом» виде выделить социальные (лежащие вне науки) факторы воздействия на нее, обусловливающие ее развитие, то сейчас это выделение становится все более трудным.
Наука, повышая свою эффективность в качестве непосредственной производительной силы, стала могучим интенсификационным фактором производственного процесса, и, наоборот, «онаученное» общественное производство превратилось в кардинальный качественный фактор прогресса науки в целом.
Односторонняя детерминация, воздействие социума на науку уступили место их взаимному влиянию, усиливающейся интеграции науки и общества. Именно эта интегративная черта, выражающаяся в саентификации общества и социализации науки, в основе которой лежат усилившаяся интеграция науки и производства, процессы их интенсификации, позволяет сейчас включить интегративные моменты в концепцию социальной детерминации познания.
Это одна из важных проблем социально-философских исследований. В процессах интеграции науки и производства, внедрения в практику результатов научной деятельности, перевода народнохозяйственной деятельности на интенсивный путь развития, повышения ее эффективности важную роль играют фундаментальные и прикладные исследования.
Науку в целом составляют общественные, естественные, технические, сельскохозяйственные, медицинские и другие отрасли знания, которые выделяются по предмету, области их исследования. Вместе с тем широко принято деление научных исследований по их целевому назначению, выполняемым в обществе функциям, т. е. на фундаментальные и прикладные. Вопрос об их статусе до сих пор дискуссионный, и это отражается в соответствующих публикациях.