Комплексные программы

Следует отметить, что такой процесс лишь в определенном аспекте и в ограниченных случаях можно рассматривать в плане передачи информации. Эта схема в чистом виде «работает» лишь тогда, когда движение информации от науки к производству осуществляется в одноразовом акте, без обратной связи от предмета труда к его субъекту.

В остальных случаях схема передачи информации дополняется элементами управления для более адекватного воспроизводства научной информации в объектах, вовлекаемых в процесс производства. Научная информация воплощается в искусственные, неживые объекты. Наряду с этим, например в области сельскохозяйственного производства, происходит ее овеществление в биологических системах.

Для движения научной информации от науки к кибернетическим системам (биологическим, социальным, техническим), входящим в состав производительных сил, характерны управленческие процессы. Без сомнения, процессы движения научной информации к производству в большей части представляют собой процессы управления, где в качестве управляющей системы выступает наука, а управляемой системы — материальные производительные силы.

Именно поэтому некоторые авторы, отмечая главенствующую роль факторов управления в превращении науки в непосредственную производительную силу, считают это сущностью данного процесса. С нашей точки зрения, его сущностью является движение научной информации к материальным производительным силам, которое не ограничивается лишь управленческим аспектом, а включает и процессы информационной связи.

Однако главной все же является «управленческая модель» движения от науки к производству, и важное значение она приобретает в связи с использованием программно-целевого подхода для управления: на его основе идет разработка 170 комплексных государственных научно-технических программ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: