Интегративные процессы

Тем не менее управленческая функция и схема движения научной информации отнюдь не позволяют четко разграничивать фундаментальное и прикладное знание. Дело в том, что движение знания от более общей теории к более частной, от общего положения к особенному, конкретному имеет место в ходе применения методологии — философской и частнопаучной.

Так, если при построении какой-либо фундаментальной естественнонаучной теории используется философское знание, оно нс перестает быть фундаментальным, однако оно используется и в этом смысле оказывается прикладным.

Аналогичные случаи отмечены и А. H. Боголюбовым, обратившим внимание на то, что «некоторые фундаментальные науки могут пользоваться (и пользуются) аппаратом других фундаментальных наук, которые в таком случае сами приобретают черты прикладного знания».

Использование фундаментального знания происходит, таким образом, не только в прикладных исследованиях, но и в фундаментальных. Здесь мы уже сталкиваемся с феноменом относительности понятия «фундаментальное». Факт использования знания в данном случае не лишает его черт фундаментальности, и в то же время используемое знание приобретает черты прикладногознания.

Такие процессы применения одного фундаментального знания для получения другого весьма характерны для современной науки. Это и применение философского знания в методологических целях, и использование математики в бстественнонаучных исследованиях, и многие другие процессы взаимодействия наук.

Вообще интегративные процессы протекают и в направлении использования знания, скажем, общественной науки в дисциплинах естественного цнкла, и наоборот. Эти взаимные «токи» от фундаментальной теории одного главного подразделения науки к другой — ныне обычное явление, причем такое воздействие осуществляется и на прикладном, и на фундаментальном уровнях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: