Целевой характер

Начнем с того, что фундаментальным может быть и эмпирическое знание. В качестве примеров приведем фундаментальные константы (постоянная Планка, скорость света и др.) в физике, астрономии, химии, эмпирические законы и т. д. Фундаментальное в этом смысле эмпирическое знание и теория составляют фундаментальную науку: физику, химию и т. д.

Некоторые виды фундаментального знания встречаются на уровне фактов или явлений. Скажем, фотография обратной стороны Луны или обнаруженный новый вид элементарных частиц, изотопов, микроорганизмов, насекомых, растений являются фундаментальным научным знанием эмпирического, наблюдательного нлп экспериментального характера.

Это новое научное знание не находится на уровне закона или теории, причем его обнаружение вообще может нс опираться ни на какие теории, а произойти случайно, в ходе научного моиска в ином направлении, как, например, были открыты рентгеновские лучи и многие виды животных, микроорганизмов и растений.

В то же время прикладные исследования включают в себя не только практическую, но и теоретическую деятельность, целью которой является разработка конкретных способов получения новой технологии, техники, материалов, конструкций и т. д.

Здесь мы подошли к рассмотрению еще одного вопроса — о целевом характере фундаментальных и прикладных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования в принципе преследуют разные цели: фундаментальные — познавательные, а прикладные — практические.

Однако, как выше уже отмечалось, в процессе фундаментальных исследований, причем как в ходе их подготовки, так и завершения, получения результатов, могут появиться практические цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: